Мартьянов П.Н. ресторанъ 20 к.

Martyanova-rest-20k-1Martyanova-rest-20k-2

Жетон (металлическая бона, "трактирная марка") ресторана П.Н. Мартьянова (конец XIX - начало XX века) на 20 копеек.
"Трактирные марки" имели чисто служебную или учетную функцию. Они предназначались для внутреннего расчета между официантами, кассой и посетителями в трактирах и ресторанах, играя роль современных кассовых чеков. Половой (официант) получал из кассы определенную сумму «трактирных марок» и, передавая заказ гостя, вносил их за кушанья, а затем обменивал марки на деньги, полученные от гостя".

Справочно:
Петр Николаевич Мартьянов перебрался в Москву из Дмитровского уезда, что в Подмосковье, в 19-летнем возрасте вместе с отцом, который по приезде сразу открыл небольшой трактирчик на Валовой улице. Набравшись опыта в семейном бизнесе, Петр Мартьянов в 1893 году открыл свой ресторан в Верхних торговых рядах (ныне – ГУМ). Торговали здесь лучшие из лучших: Абрикосовы, Морозовы, Брокар, Эйнем – всего около 1000–1200 магазинов и деньги крутились немалые.
Ресторан занимал почти все подвальное помещение со стороны Красной площади и одновременно мог принять до 300 посетителей. В народе ресторан стали называть «Мартьяныч». Архитектор И. Иванов-Шиц создал там настоящий «ресторанный город» с улицами, по обеим сторонам которых располагались кабинеты с окнами из витражей, и центральной прогулочной аллеей, которая всегда была красиво оформлена. Большие средства были вложены в технологические новшества по освещению и очистке воздуха, чтобы посетителям в ресторане было комфортно. Для украшения помещений по случаю праздников или значимых событий регулярно нанимались архитекторы, превращавшие подземные галереи то в уголок Парижа, то в зверинец, то в морское дно, а то и в брачное агентство.
Помещение ресторана состояло из 7 общих залов, 4 буфетов с барными стойками и 16 отдельных кабинетов. В центре одного из залов располагался большой аквариум с живой рыбой, которую посетители вылавливали сачками и тут же отправляли на кухню.
Дешевизна привлекала к «Мартьянычу» учащуюся молодежь – студентов и курсисток. Кроме того, он сделал ставку на необычную по тем временам аудиторию – семьи, в том числе с детьми, и женщин. Рестораны тогда посещали либо исключительно мужские компании, либо с «девицами». Нередки были громкие нетрезвые разборки, доходило до драк. Предложение семьям провести приличный отдых в роскошных кабинетах ресторана «Мартьяныч» – это была революция в ресторанном деле! Вся Москва обожала «Мартьяныча», у него всегда было полно народу, в особенности на праздники.
Дело шло преотлично и со временем в городе появилось еще несколько успешных заведений предпринимателя, среди которых рестораны на Павелецком железнодорожном вокзале, лавка в Замоскворечье по продаже колониальных товаров, винный погребок.
Трагически завершилась жизнь Петра Николаевича. Он был убит родным сыном в 1911 году (всего в семье их было четверо да 5 дочерей). Отпрыск имел несносный характер еще с детских лет и создавал проблемы не только родным, но и прочим людям. За убийство отца был отправлен на лечение в Преображенскую психбольницу.

Источники:
https://zen.yandex.ru/media/retail.ru/za-chto-moskvichi-obojali-martianych-pervyi-fudkort-i-semeinyi-restoran-dorevoliucionnoi-moskvy-5f4e099c6c73937b782356d5
https://zen.yandex.ru/media/moscow_histories/restoran-martianych-pervyi-v-moskve-gde-otdyhali-s-semiami-a-ne-tolko-vodku-kushali-5c792a31bb4eb600b38ab507

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

© 2024 ЖЕТОНИСТИКА - сайт о жетонах

Разработка сайта - Лаборатория фрилансеров